- Electro Adda S.p.A. – итальянский производитель электродвигателей, история которого началась в 1948 году в городке Лекко. За 70 лет кустарная мастерская братьев Рива превратилась в крупного международного поставщика, известного далеко за пределами своей страны.
Компании удается сохранять принципы семейного бизнеса и при этом быть «в курсе» всех инноваций – Electro Adda на постоянной основе сотрудничает с университетами и исследовательскими центрами, применяя полученные данные на практике.
СИНХРОН ИЛИ АСИНХРОН?
Двигатели переменного тока делятся на два типа – синхронные и асинхронные (деление по источникам питания – на однофазные и трехфазные – не так принципиально). Синхронные двигатели точны в работе, просты в пуске и регулировке, но стоят в два раза дороже. Их используют в небольшом по габаритам и высокотехнологичном оборудовании (например, электророботах), большинство же предприятий предпочитает асинхронные двигатели (такие, в которых вращение ротора не синхронизировано с магнитным полем). Простота изготовления делает их относительно дешевыми, поэтому асинхронные двигатели можно встретить почти на всех производствах и во всех машинах. Они и станут темой нашего сегодняшнего разговора.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫБОРУ
При выборе асинхронного электрического двигателя стоит руководствоваться четырьмя базовыми характеристиками:
• Габариты. Их измеряют по высоте от центровала до основания крепления в миллиметрах (56, 355, 500 и т.д.). Этот показатель стандартизирован почти во всем мире, поэтому если вы берете, к примеру, 132 габарит, то можете быть уверены, что двигатель легко встанет на свое место;
• Мощность. Мощность напрямую зависит от габаритов – небольшой двигатель на 63 никогда не даст мощность в 1000 кВ, а остановится на стандартных 7-11 кВ. В каталоге Electro Adda есть отличный пример: компактные двигатели серии TA имеет габариты 56-132 и мощность 0.06-11 кВ, крупные же CS – габариты 355-500 и мощность 250-1200 кВ;
• Полюса. Номинально количество полюсов может доходить до восьми, однако на практике 8-полюсные двигатели почти нигде не используются – уж слишком они маломощные (375 оборотов в минуту). Стандарт индустрии – 2 и 4 полюса, они выдают 3 000 и 1 500 оборотов в минуту соответственно; 6 полюсов хватает на 750 об/мин. На некоторых производствах из-за особенностей работы с сырьем утром от двигателя требуется одна скорость, а вечером – уже другая (например, если ко второй половине дня сырье в мешалке густеет и нужно увеличивать мощность). Для таких случаев производят двускоростные двигатели;
• Монтажное исполнение. Чаще всего можно встретить двигатели с монтажным исполнением B3 («лапы») и B5 (широкий фланец). B35 – это комбинация двух предыдущих типов; В6, В8 и др. – особые типы монтажного исполнения для индивидуальных заказов. Маркировка IM (IM 1001, IM 2001, IM 2101, IM 3001, IM 3601) и V (V1-V5, V3-V6, V5, V19) обозначает положение в пространстве (вертикальное, горизонтальное и т.д.).
ОСОБЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Кроме четырех базовых, у электродвигателей есть и другие характеристики, которые могут оказаться решающими при выборе оборудования.
Большинство моделей изолированно по классу «F» – такие двигатели спокойно функционируют при температуре до 155° C. Отдельные серии (S, MR) имеют класс «H», т.е. выдерживают температуру до 180° C. Стандарт IP55, который используется в большинстве случаев, защищает двигатели от попадания пыли и струй воды. Двигатели серии CL и CR поставляются также с пониженной защитой IP54 – от пыли и брызг воды. Для обозначения класса взрывозащищенности придумано множество типов маркировки и отдельные термины (ATEX ZONE), однако потребителю полезно знать одно: взрывозащита либо есть, либо ее нет.
ОТДЕЛЬНЫЕ СЕРИИ
Большинство двигателей Electro Adda обладает стандартными характеристика ми – серии CA, CS, TA, EG. Однако некоторые серии созданы со структурными отличиями, которые учитывают особенности производственной среды. Серия Q имеет дополнительное воздушное охлаждение, серия W – водяное. Такие двигатели стоят в 3-4 раза дороже, и их использование оправдано только в металлургических цехах, где температура может подниматься до 90° C – с другими производственными ситуациями спокойно справятся и обычные двигатели.
Двигатели для морских применений (серия MAR и TH) обладают особым типом монтажного исполнения и повышенной степенью защиты (до IP70) от прямого погружения в воду. Многие серии спроектированы под конкретный тип оборудования:
• Серия MR – для конвейеров;
• Серия CL – для циркулярных пил;
• Серия G — для гидроэлектростанций и ветряных мельниц;
• Серия S – для систем дымоудаления. Помогают отводить выхлопные газы и препятствовать распространению огня в аварийных ситуациях;
• Серия VE-A – для электрических и гибридных автомобилей. Работают на низком напряжении, имеют максимальный КПД в 96,5% и выдают до 14 000 оборотов в минуту (в 4,6 раза выше обычных двигателей).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ
Стандартная комплектация подходит не всем. Electro Adda всегда идет навстречу заказчику и предлагает множество вариантов кастомизации своей продукции:
• Антиконденсатный нагреватель;
• Принудительная вентиляция (включается механиче ски);
• Датчик обратной связи (энкодер / резольвер) – считает количество оборотов в минуту;
• Датчики вибрации – автоматически выключают двигатель при достижении определенных значений;
• Датчики РТС – показывают информацию о теплонагрузке (базовая комплектация для крупногабаритных двигателей);
• Усиленный подшипниковый щит – нужен во внештатных ситуациях, когда двигатель весом в полтонны необходимо разместить в вертикальном положении;
• Динамический / статический тормоз – можно заказать как у производителя двигателя, так и отдельно (например, у другой итальянской компании – Temporiti s.r.l.);
• Ниппели для пополнения смазки подшипников – в двигателях средних и больших габаритов они входят в базовую комплектацию, однако в малых считаются дополнительной опцией;
• Адаптация присоединительных размеров, изготовление монтажных платформ и специального (дополнительного) вала – если нужен особый тип крепления или переходная пластина на специфический фланец, который нельзя крепить обычным монтажным исполнением.
Некоторые опции включают в себя сразу несколько более мелких дополнений. К примеру, двигатели тропического исполнения специально приспособлены для работы в условиях высокой влажности и температуры, так как обладают повышенной защитой и жаропрочными подшипниками.