• Electro Adda S.p.A. – итальянский производитель электродвигателей, история которого началась в 1948 году в городке Лекко. За 70 лет кустарная мастерская братьев Рива превратилась в крупного международного поставщика, известного далеко за пределами своей страны.

Компании удается сохранять принципы семейного бизнеса и при этом быть «в курсе» всех инноваций – Electro Adda на постоянной основе сотрудничает с университетами и исследовательскими центрами, применяя полученные данные на практике.

СИНХРОН ИЛИ АСИНХРОН?

Двигатели переменного тока делятся на два типа – синхронные и асинхронные (деление по источникам питания – на однофазные и трехфазные – не так принципиально). Синхронные двигатели точны в работе, просты в пуске и регулировке, но стоят в два раза дороже. Их используют в небольшом по габаритам и высокотехнологичном оборудовании (например, электророботах), большинство же предприятий предпочитает асинхронные двигатели (такие, в которых вращение ротора не синхронизировано с магнитным полем). Простота изготовления делает их относительно дешевыми, поэтому асинхронные двигатели можно встретить почти на всех производствах и во всех машинах. Они и станут темой нашего сегодняшнего разговора.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫБОРУ

При выборе асинхронного электрического двигателя стоит руководствоваться четырьмя базовыми характеристиками:

• Габариты. Их измеряют по высоте от центровала до основания крепления в миллиметрах (56, 355, 500 и т.д.). Этот показатель стандартизирован почти во всем мире, поэтому если вы берете, к примеру, 132 габарит, то можете быть уверены, что двигатель легко встанет на свое место;

• Мощность. Мощность напрямую зависит от габаритов – небольшой двигатель на 63 никогда не даст мощность в 1000 кВ, а остановится на стандартных 7-11 кВ. В каталоге Electro Adda есть отличный пример: компактные двигатели серии TA имеет габариты 56-132 и мощность 0.06-11 кВ, крупные же CS – габариты 355-500 и мощность 250-1200 кВ;

• Полюса. Номинально количество полюсов может доходить до восьми, однако на практике 8-полюсные двигатели почти нигде не используются – уж слишком они маломощные (375 оборотов в минуту). Стандарт индустрии – 2 и 4 полюса, они выдают 3 000 и 1 500 оборотов в минуту соответственно; 6 полюсов хватает на 750 об/мин. На некоторых производствах из-за особенностей работы с сырьем утром от двигателя требуется одна скорость, а вечером – уже другая (например, если ко второй половине дня сырье в мешалке густеет и нужно увеличивать мощность). Для таких случаев производят двускоростные двигатели;

• Монтажное исполнение. Чаще всего можно встретить двигатели с монтажным исполнением B3 («лапы») и B5 (широкий фланец). B35 – это комбинация двух предыдущих типов; В6, В8 и др. – особые типы монтажного исполнения для индивидуальных заказов. Маркировка IM (IM 1001, IM 2001, IM 2101, IM 3001, IM 3601) и V (V1-V5, V3-V6, V5, V19) обозначает положение в пространстве (вертикальное, горизонтальное и т.д.).

ОСОБЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Кроме четырех базовых, у электродвигателей есть и другие характеристики, которые могут оказаться решающими при выборе оборудования.

Большинство моделей изолированно по классу «F» – такие двигатели спокойно функционируют при температуре до 155° C. Отдельные серии (S, MR) имеют класс «H», т.е. выдерживают температуру до 180° C. Стандарт IP55, который используется в большинстве случаев, защищает двигатели от попадания пыли и струй воды. Двигатели серии CL и CR поставляются также с пониженной защитой IP54 – от пыли и брызг воды. Для обозначения класса взрывозащищенности придумано множество типов маркировки и отдельные термины (ATEX ZONE), однако потребителю полезно знать одно: взрывозащита либо есть, либо ее нет.

У Electro Adda есть отдельная серия взрывозащищенных двигателей – PE — Ex-d. В крупногабаритных двигателях взрывозащита установлена по умолчанию, в более компактные модели можно установить ее как дополнительную опцию. Существует четыре класса энергоэффективности электродвигателей – от IE1 до IE4. В Европе IE1 считается устаревшим, и его в основном производят только по запросу. Мощность у IE2 и IE3 почти одинаковая (разница в 0,1 кВт), а вот цена сильно отличается. Стоимость IE4 еще выше, однако она оправдывается экологичностью (за счет высокого КПД малоразмерный двигатель потребляет меньше энергии относительно более низких стандартов). Большинство двигателей Electro Adda могут иметь классы от IE2 до IE4. Серия CA доступна также в IE1. Серия S наоборот, имеет класс IE4, но недоступна в версии IE1. До 132 габарита двигатели обычно делают из лёгкого и стойкого алюминия (серия TA, CA), однако при размерах 1м х 1м алюминий уже не выдерживает вибраций, поэтому крупногабаритные двигатели производят из более прочных материалов – например, чугуна (серия EG, PE, W), или стали (серия CS). Однако производитель всегда прислушивается к пожеланиям заказчика, так что средние по габаритам двигатели (например, 355) могут быть исполнены и в алюминиевом корпусе.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЕРИИ

Большинство двигателей Electro Adda обладает стандартными характеристика ми – серии CA, CS, TA, EG. Однако некоторые серии созданы со структурными отличиями, которые учитывают особенности производственной среды. Серия Q имеет дополнительное воздушное охлаждение, серия W – водяное. Такие двигатели стоят в 3-4 раза дороже, и их использование оправдано только в металлургических цехах, где температура может подниматься до 90° C – с другими производственными ситуациями спокойно справятся и обычные двигатели.

Двигатели для морских применений (серия MAR и TH) обладают особым типом монтажного исполнения и повышенной степенью защиты (до IP70) от прямого погружения в воду. Многие серии спроектированы под конкретный тип оборудования:

• Серия MR – для конвейеров;

• Серия CL – для циркулярных пил;

• Серия G — для гидроэлектростанций и ветряных мельниц;

• Серия S – для систем дымоудаления. Помогают отводить выхлопные газы и препятствовать распространению огня в аварийных ситуациях;

• Серия VE-A – для электрических и гибридных автомобилей. Работают на низком напряжении, имеют максимальный КПД в 96,5% и выдают до 14 000 оборотов в минуту (в 4,6 раза выше обычных двигателей).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ

Стандартная комплектация подходит не всем. Electro Adda всегда идет навстречу заказчику и предлагает множество вариантов кастомизации своей продукции:

• Антиконденсатный нагреватель;

• Принудительная вентиляция (включается механиче ски);

• Датчик обратной связи (энкодер / резольвер) – считает количество оборотов в минуту;

• Датчики вибрации – автоматически выключают двигатель при достижении определенных значений;

• Датчики РТС – показывают информацию о теплонагрузке (базовая комплектация для крупногабаритных двигателей);

• Усиленный подшипниковый щит – нужен во внештатных ситуациях, когда двигатель весом в полтонны необходимо разместить в вертикальном положении;

• Динамический / статический тормоз – можно заказать как у производителя двигателя, так и отдельно (например, у другой итальянской компании – Temporiti s.r.l.);

• Ниппели для пополнения смазки подшипников – в двигателях средних и больших габаритов они входят в базовую комплектацию, однако в малых считаются дополнительной опцией;

• Адаптация присоединительных размеров, изготовление монтажных платформ и специального (дополнительного) вала – если нужен особый тип крепления или переходная пластина на специфический фланец, который нельзя крепить обычным монтажным исполнением.

Некоторые опции включают в себя сразу несколько более мелких дополнений. К примеру, двигатели тропического исполнения специально приспособлены для работы в условиях высокой влажности и температуры, так как обладают повышенной защитой и жаропрочными подшипниками.